Оценка бизнеса

Оценка бизнеса представляет собой комплекс оценочных мероприятий, результатом которых является определение актуальной рыночной стоимости компании и всех ее активов по состоянию на определенную дату. В ходе оценки проводится скрупулезный анализ финансовой и организационной составляющей компании, ее технологических возможностей, актуальных позиций на рынке и перспектив дальнейшего роста.

Для чего проводится оценка бизнеса?

Оценка бизнеса может проводиться как в обязательном порядке, так и по личной инициативе владельца компании или ее менеджмента. Обязательная оценка чаще всего применяется при осуществлении крупных финансовых операций с той или иной компанией и является необходимой в следующих случаях:

 

  • При сделках, связанных с федеральной, региональной или муниципальной собственностью;
  • При разрешении споров относительно действительной стоимости компании;
  • При реструктуризации компании, выражающейся в ее продаже(или ее доли);
  • При расчете неденежными активами компании в ходе совершения сделок;
  • При выяснении точной стоимости акций и имущества при выкупе его у акционеров компании;
  • При страховании бизнеса;
  • При кредитовании бизнеса под залог активов;
  • Для оптимизации налогообложения.

 

Однако, на нынешнем рынке оценочных услуг вынужденная оценка бизнеса компании занимает далеко не самое доминирующее положение. Все чаще и чаще определение стоимости бизнеса проводится на добровольной основе и на это есть несколько очень весомых причин:

 

  • во-первых, независимая оценка бизнеса помогает существенно оптимизировать менеджмент компании, так как в процессе оценки подробно разбирается ее положение на рынке;
  • Во-вторых, точное представление о реальных возможностях компании позволяет разрабатывать адекватные бизнес-планы с учетом таких нюансов, как: сезонность, технологическое состояние или эффективность труда на п. Кстати, именно на основании выявленных в ходе оценки слабых мест компании, зачастую проводится ее реорганизация, ведущая к увеличению прибыли;
  • Ну и конечно же, оценка бизнеса предприятия просто необходима для осуществления крупных сделок купли-продажи или для привлечения инвестиций. В данных вопросах точная рыночная стоимость компании является, пожалуй, важнейшим параметром;

Порядок проведения оценки бизнеса

Теперь, когда ясны цели оценочных мероприятий, пришло самое время рассмотреть порядок их проведения. Определение стоимости бизнеса регламентируется Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными стандартами оценки(ФСО). Проходит оценка компаний в четыре этапа.

 

  • Первый из них — предварительный, в ходе которого оценщик и заказчик совместно определяют объемы и сроки работ, а также их стоимость;
  • Затем начинается стартовый этап, представляющий собой сбор данных, необходимых для оценки. В ходе данного этапа оценщик выезжает на объект, изучает документацию компании, а также анализирует информацию из СМИ и открытых баз данных;
  • В ходе аналитического этапа оценщик проводит анализ ситуации на рынке в сфере деятельности оцениваемого бизнеса и рассматривает возможные перспективы компании с поправкой на препятствующие развитию факторы;
  • Последний этап оценки — ключевой — это пора расчетов. Выясняется финансовое состояние бизнеса, его ликвидность и рентабельность, а также рассчитывается уровень капитализации. В ходе данного этапа оценщиком выясняется стоимость всего движимого и недвижимого имущества, а также других активов компании.

 

По завершению всех этих трудоемких этапов, предполагающих анализ огромного числа документов и иных данных, оценщик определяет актуальную рыночную стоимость компании. Однако, несмотря на единый порядок оценки, подходы к ее осуществлению различаются и от выбора верного подхода напрямую зависит итоговый результат.

Подходы к оценке бизнеса и их методы

Всего в оценочной деятельности существует три подхода к определению стоимости объектов: доходный, затратный и сравнительный.

 

Доходный подход к оценке применяется в основном при подготовке компании к продаже, либо в процессе привлечения инвестиций. В его основе заложен анализ доходов предприятия и, чем больше прибыли приносит бизнес, тем большая рыночная стоимость будет установлена в ходе оценки. Для успешной конвертации потенциальных доходов в актуальную рыночную стоимость, доходный подход предполагает следующие методы:

 

  • Метод прямой капитализации. Согласно ему рыночная стоимость предприятия представляет собой отношение чистого годового дохода оцениваемого бизнеса к коэффициенту капитализации. Данный метод применяется при оценке стабильных компаний, не вызывающих никаких сомнений в их дальнейшей рентабельности;
  • Метод дисконтирования денежных потоков. Принцип данного метода основывается на предположении, что одна и та же сумма денег может отличаться по своей фактической ценности в разные промежутки времени. Обычно это связывают с инфляцией или действием непреодолимой силы. Поэтому, имея основания на использование данного метода, оценщик рассчитывает ставку дисконта и на ее основании проводит дисконтирование денежного потока.

 

Затратный подход предполагает анализ финансового состояния компании с учетом понесенных издержек и применяется в случае, когда предприятие не приносит стабильных доходов и балансная стоимость его активов не соответствует рыночной. Стоимость бизнеса по данному подходу представляет собой сумму рыночной стоимости каждого из ее активов за вычетом величины издержек компании. Оценка в соответствии с нормами затратного подхода осуществляется следующими методами:

 

  • Метод чистых активов — вышеописанное вычитание обязательств предприятия из суммы рыночной стоимости активов;
  • И метод ликвидационной стоимости, рассчитывающий денежную сумму, полученную при ликвидации бизнеса и продаже всех ее активов по-отдельности. В ходе оценки по данному методу учитываются все издержки собственника компании, включая уплаченные при продаже налоги или стоимость демонтажа производственных мощностей.

 

Сравнительный подход к оценке, регламентирует определение стоимости бизнеса на основании информации о стоимости аналогичных компаний и предполагает три метода:

 

  • Метод рынка капитала, основанный на анализе рынка акций компаний, действующих в той же сфере, что и объект оценки;
  • Метод сделок. Полностью повторяет вышеописанный с той лишь разницей, что решение принимается на основании стоимости целого пакета акций;
  • Метод отраслевых коэффициентов, согласно которому стоимость компании рассчитывается с учетом определенных финансовых коэффициентов. Данный метод применяется довольно редко и требует длительного рассмотрения оцениваемого бизнеса для выяснения условий продажи компании со специфическими финансово-производственными показателями.

 

Подводя итог, нельзя не сказать, что в теории независимо от применения того или иного подхода, результат изменяться не должен. Однако, в реальности от выбора подхода напрямую зависит результат всей процедуры оценки. Поэтому, правильно выбранный подход, наиболее применимый в том или ином случае — это залог максимально объективной оценки рыночной стоимости компании.